О компаниии "Инвента"

Полное наименование: ТОО “Информационно-издательская фирма “Инвента”

Статус: Прекратила деятельность в связи с банкротством обслуживающего банка (Промстройбанк России) и переходом генерального директора в статус независимого консультанта.


Информационно-издательская фирма ИНВЕНТА учреждена в 1991 году в форме товарищества в ограниченной ответственностью на базе Совета ВОИР (Всесоюзное общество изобретателей и рационализаторов) Института атомной энергии им. Курчатова (в настоящее время - Российский научный центр “Курчатовский институт”). Генеральный директор ТОО (с февраля 1994 года) - Кузнецов Сергей Валентинович, главный редактор ТОО - Титов Валентин Васильевич.

В конце 1993 - начале 1994 года при поддержке Российской правовой академии Минюста РФ был впервые в России (и СССР) проведен публичный конкурс компьютерных баз правовой информации (“БПИ”). Методика тестирования и протокол испытаний были подготовлены в процессе испытаний. Материалы Первого российского конкурса правовых баз данных опубликованы отдельной брошюрой “Российские системы правовой информации”. На конкурсе была заложена основа современной методики испытаний БПИ, выполнена проверка качества текстов в базах правовой информации, измерены объемы баз по законодательству России.

В конце 1994 года по заказу Научного центра правовой информации при Минюсте РФ выполнено специальное исследование. Для федеральных органов юстиции подготовлены два доклада: ”Концепция открытой распределенной системы автоматизированной поддержки решения проблем” и “Обоснование общих требований к перспективному банку данных нормативных актов”.

Весной 1995 года ко Второму конкурсу систем поддержки правоприменения и законотворчества в инициативном порядке подготовлена новая методика испытаний баз правовой информации (“БПИ”). Представительный Оргкомитет Второго конкурса обеспечивал реализацию права вето на публикации всех материалов о конкретной фирме - участнике конкурса и гарантировал опубликование результатов конкурса в СМИ (в результате приняли участие 9 российских фирм и 4 производителя БПИ из стран СНГ, было опубликовано около 30 статей общим тиражом более 5 млн. копий).

В чем новизна Второго конкурса? Впервые с целью защиты прав потребителей баз правовой информации

Методика тестирования БПИ прошла множественную экспертизу. Автоматизация обработки результатов испытаний была обеспечена преобразованием указанной методики в Протокол испытаний, годный для последующей машинной обработки. В самом Протоколе были сознательно заложены внутренние противоречия и дублирование измерений, таким образом машинной обработкой можно было дополнительно выяснить уровень внимательности и компетентности отдельного испытателя. В автоматическом режиме была проведена оценка качества отдельной экспертизы и подведены итоги конкурса среди экспертов, с которыми согласились все члены Оргкомитета конкурса. Общий объем измерений превысил 100.000, причем по каждой отдельной БПИ объем измерений был менее 3300. Объективизация полученных оценок была достигнута за счет большого объема измерений и уменьшения относительного веса результатов “низкокачественных” испытаний в общих результатах. Проведенный конкурс 1995 года не имеет до настоящего времени аналогов ни в России, ни за рубежом.

В 1996 году по заказу Московского научного фонда проведено закрытое конкурсное исследование прикладных программ ведения баз данных по региональному законодательству, подготовлен доклад “Информационно-технологическое обеспечение государственного строительства в РФ (реформы местного самоуправления)”. Испытаны возможности полнотекстовой поисковой системы “Артефакт”, которая заказчиком была признана наиболее подходящей. Впервые разработана технология содержательного поиска по сходству с утверждением (нормой законодательства) для “Артефакта”, обеспечивающая нахождение фрагментов текстов по сходству при высокой полноте (в 2-20 раз больше, чем любыми иными методами поиска) и хорошей точности (95%).

В декабре 1996 года подготовлен первый блок запросов для автоматизированного классифицирования текстов - русскоязычной правовой информации с использованием начальной части Общеправового классификатора отраслей законодательства (указ Президента РФ от 16 декабря 1993 года № 2171, рубрики 010.000.000 - 010.110.000) - требуйте демоверсию. К концу 1997 года в интересах Отдела налоговых экспертиз АКДИ “Экономика и жизнь” подготовлен пакет запросов для автоматизированной тематической сортировки налоговых консультаций, разработана методология программирования специальных тезаурусных статей с использованием языка запросов “Артефакт”. В январе 1998 года завершена подготовка библиотеки запросов для автоматизированного постатейного рубрицирования правовой информации по отдельным рубрикам подраздела Общеправового классификатора отраслей законодательства “050.000.000 Арбитражно - процессуальное законодательство”. В октябре 1998 года подготовлена система автоматической сортировки англоязычной ценовой информации очень низкого качества (тексты с множеством опечаток) для Агентства “Мобиле” (Москва). Успешно опробован метод одновременной пакетной отладки большой группы (более 300) классифицирующих запросов для “Артефакта”.

В 1996 году про заказу НПП “Гарант-Сервис” впервые проведены специальные исследования вопросов успешности поиска информации в БПИ по произвольно сформулированной проблеме и уровня развитости внутренней инфраструктуры БПИ.

26 ноября 1997 года по инициативе Кузнецова С.В. и предложенному им регламенту в Государственной Думе (Парламенте) РФ Правовое управление и Управлением информационно-технологического обеспечения Аппарата Госдумы в рамках “круглого стола” с Советом Европы “О проблемах обеспечения прав граждан на доступ к правовой информации” успешно провели открытый блиц-турнир команд производителей БПИ. Цель турнира - оценить возможности БПИ (команд производителей) для оперативного разрешения произвольных проблем юридического характера. Всего приняло участие 9 команд, работа которых оценивалась 6 квалифицированными экспертами.

В декабре 1998 - январе 1999 года на базе Публичного центра правовой информации Российской государственной библиотеки (бывшая Государственная библиотека им. В.И. Ленина) на безвозмездной основе осуществлено оперативное обслуживание более 50 читателей, имеющих правовые проблемы. В феврале- марте 1999 года аналогичные услуги оперативного доступа к правовой информации на базе институтских библиотек получили ученые Института сравнительного законодательства при Правительстве РФ и Института государства и права Российской академии наук. В подавляющем большинстве случаев произвольно сформулированная проблема разрешалась за 2-3 минуты. Таким образом была практически доказана жизнеспособность предлагаемых технологий оперативного содержательного поиска информации в текстах. Для оперативного консультирования использовался локальный банк данных формата “Артефакт” общего объема 2,5 Гб русскоязычных текстов правовой тематики, размещенный на портативном компьютере.

В 1997-1998 гг. по заказу Российского фонда правовых реформ (“РФПР”) в проведено полномасштабное исследование российского рынка БПИ. Впервые были:

Отдельное внимание уделено доступу к русскоязычным нормативным актам через сеть Интернет. Полученные материалы оказались настолько интересными, что в начале 1998 года на основании части материалов проведенного исследования по заказу РФПР был подготовлен и опубликован справочник “Доступ к правовой информации”. Справочник уже был переиздан на лазерном диске “Информационные правовые ресурсы России” (ГП “Центр компьютерных разработок“ и Правовое управление Аппарата ГосДумы РФ), выпущенном к 100-й Ассамблее Межпарламентского Союза (Москва).

С 1997 года ведутся исследования методологии проектирования и технологии поддержки классификаций полнотекстовой информации, вышел совместный препринт Кузнецова С.В., Титова В.В. “Классификация: системно-морфологический подход”. Предлагаемая многомерная система классификаторов позволяет с любой заданной степенью детализации исчерпывающе и экономично описать содержательное многообразие и отслеживать расширение области интереса заказчика - система из 2100 рубрик полноценно описывает астрономическое число (10 в 17 степени) проблемных ситуаций или иных классифицируемых объектов. Параллельно разработана технология линеаризации многомерной классификации дл подготовки систематизированных изданий текстовой информации на бумажных носителях (типа федеральных кодексов или отдельных томов Свода законов РФ), полноценно обеспечивающих содержательный доступ неискушенных читателей к нужным фрагментам правовых актов и иных текстов.

С 1991 года ведется разработка прикладных методов поиска нестандартных решений проблемных ситуаций (технологии творчества). Совместными усилиями удалось подготовить целостную систему универсальных программ интенсивного обучения аналитиков под общим названием “Нестандартное разрешение проблемных ситуаций”, которая включает две части:

  1. Методы нестандартного решения проблем.
  2. Нестандартные методы работы с текстами.

2.1. Программы обучения для аналитиков.
2.2. Программы обучения для юристов.

В дополнение разработана общая методология формирования компьютерных тренингов для быстрого практического освоения любой предметной области, позволяющая использовать указанные универсальные программы обучения внутри любого курса подготовки специалистов.

К 1999 г. завершена адаптация комплекса разработанных методов для конкретной предметной области - юриспруденции. Выполнен ряд специальных разработок (поиск цитирований, поиск по противоречию с нормой законодательства, поиск определений терминов), описанных в ряде специальных докладов: “Ситуационный подход при поиске правовой информации”, “Ситуационный подход при систематизации правовой информации”, “Классификатор пенсионного законодательства”, “Прикладные методы нормотворчества”, “Поиск определений” и др. Применение выполненных разработок настолько снижает трудоемкость работы юриста и законодателя, что впервые становится возможным корректное решение в обозримые сроки следующих фундаментальных задач правоприменения и законотворчества:

В 1999 году завершен цикл фундаментальных и технологических исследований проблем непосредственного доступа к информации в текстах на естественном языке, результаты продолжительных исследований обобщены в докладе “Доступ к текстовой информации” и статье “Минимизация некоторых рисков банковской деятельности”. Сформулированы подходы к созданию и промышленной эксплуатации нового поколения корпоративных информационных систем -баз неформализуемых знаний (“БНЗ”), функционирующих в режиме реального времени на основе неограниченных объемов текстов на многих языках (когда нет никакой возможности применить логику предикатов первого порядка и достижений науки с курьезным названием “искусственный интеллект”). Такие базы знаний с точки зрения потребителя кардинально отличаются любых существующих систем доступа к полнотекстовой информации (информационных систем), а именно:

  1. Потребитель БНЗ может вообще не знать слова, которыми его ситуация описана в конкретном тексте. При необходимости он может получить все определения неясного ему понятия. Ему больше не нужно формулировать цель поиска - БНЗ в диалоге уточняет его проблему и “в автомате” с заданной степенью логического обобщения формирует обозримую подборку извлечений из подходящих материалов.
  2. В БНЗ без проблем поддерживаются операции логического обобщения, т.е. при отсутствии информации непосредственно по проблеме потребителя всегда можно заказать сведения более общего характера.
  3. Любые традиционные средства поиска в текстах в руках пользователя без специальной подготовки не позволяют достичь ни сравнимой с БНЗ оперативности, ни полноты, ни точности доступа к интересующим сведениям.
  4. Пользователь даже может не знать языка текста (т.е. ставить проблему на родном языке, а получать ответ на иностранном с возможность автоматического подстрочного перевода).
  5. Корпорациям и органам управления обеспечивается стратегическое преимущество - принудительная сиюминутная доставка нужной информации. В БНЗ возможно в диалоге оценивать разнообразные потребности бесчисленных потребителей с целью обеспечить принудительную доставку профильных новостей непосредственно в момент их возникновения. Аналогично в корпоративных системах документооборота в режиме реального времени может осуществляться доставка важных сведений на рабочее место в соответствии с компетенцией конкретного сотрудника.
  6. БНЗ пригодны для полной автоматизации публичного доступа к текстовой информации (поддержка электронной торговли / дистанционного обучения; корпоративный front-office; банковские Call-центры, автоматические консультационные службы и т.д.) с использованием доступных средств связи (телефон, пейджер, банкомат, сенсорный терминал, с персонального компьютера через Интернет...).
  7. БНЗ функционально и технологически превосходят промышленные экспертные системы типа "выбор, основанный на прецедентах" (case based reasoning). В отличии от последних область применения БНЗ не ограничена ни разнообразием, ни объемами текстовой информации. Можно утверждать, что предлагаемый комплекс методов ведения БНЗ может составить технологическую основу глобального информационного общества.

Направления дальнейших исследований:

  1. технологии содержательного поиска для иных программ полнотекстового поиска (поисковые машины Интернет, многоязычные поисковые программы, приложения полнотекстового поиска "больших" СУБД);
  2. технологии содержательного поиска для иных естественных языков (в первую очередь - английский язык);
  3. технологии автоматической систематизации для иных предметных областей - обработка данных социологических опросов, поддержка автоматических исследований в режиме реального времени (многопараметрический мониторинг социально-экономической жизни государства / региона / города);
  4. методы творчества в иных средах работы - Интернет или корпоративная сеть, как источник знаний и рабочая среда;
  5. разработка технических условий на программный комплекс для промышленной реализации распределенной корпоративной базы (хранилища) неформализуемых знаний;
  6. технологии построения баз неформализуемых знаний на основе удаленных (распределенных) массивов текстовой информации.
Все разработаные нами методы и технологии являются оригинальными и их поставка (обучение) не связаны ни с какими обязательствами перед третьими лицами.

Опубликовано по адресу: http://www.5186364.ru/inventa.htm
Дата последнего редактирования 10.04.2017
© Кузнецов Сергей Валентинович


Сайты (Сергей Кузнецов / Кузнецов С.В.):
Всепроникающее обучение
Исследование рисков и поиск возможностей через Интернет
Невидимый Интернет для бизнеса
Технологии производства баз знаний
Юридические исследования через Интернет
Средства автоматизации вэб-поиска:
Мастер поиска НТИ
Поиск по шаблону на основе Мастера
Классификационный поиск по шаблонам на основе Мастера
Сценарий: Поиск рыночных ниш через Яндекс
Сценарий: Выявление проблем через Яндекс
Сценарий: Поиск определений через Яндекс
Услуги (Сергей Кузнецов / Кузнецов С.В.):
Тематический мониторинг открытых источников
Профессиональный поиск информации
Поиск и мониторинг ниш на рынках
Технологические исследования через Интернет
Очные компьютерные тренинги
Дистанционное обучение
Об авторе: Резюме Сергея Кузнецова
Фотогалерея Сергея Кузнецова
Публикации и работы Сергея Кузнецова
Правила Сергея Кузнецова
Мифы о Сергее Кузнецове
Технологические работы Сергея Кузнецова
В разработке